За годы работы Игорь Вячеславич зарекомендовал себя грамотным руководителем, став настоящим профессионалом своего дела. Игорь Вячеславич окончил факультет международных отношений МГИМО, имеет богатый опыт дипломатической службы за рубежом. В должности начальника Международного отдела Министерства спорта РФ принимал самое деятельное участие в разработке и претворении в жизнь целого ряда проектов, направленных на укрепление позиций отечественного спорта на международной арене.
Обладая незаурядными дипломатическими способностями, Игорь Вячеславич обеспечивает бесперебойную и слаженную работу всех структур КННВС России и Федерации сумо России.
При самом деятельном его участии только ФСР провела целый ряд знаковых турниров в нашей стране – чемпионат и первенства Европы, Международные соревнования «Кубок Содружества», чемпионаты и первенства России.

Советник президента Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России (КННВС России) и Федерации сумо России (ФСР) Игорь Вячеславич Павлюк в ответах на вопросы нашего журнала рассказал о перспективах развития современного национального спорта. И о том, как важно сейчас для молодого поколения и для страны в целом поддерживать спортивный и патриотический дух.
- Игорь Вячеславич, как Вы попали в сумо?
Я на самом деле не спортсмен, просто поклонник спорта в целом. Что касается сумо, то это была любовь с первого взгляда, и попал я в Федерацию случайно, но это отдельная история. Вообще, я карьерный дипломат. Проработав в Министерстве иностранных дел порядка шести лет, я решил попробовать себя в других сферах, после чего судьба занесла меня в спорт. Тут мы, наверное, друг друга нашли. На мой взгляд, сумо как разновидность борьбы в России незаслуженно обделена вниманием, а ведь это по-настоящему интересное направление со своей глубокой историей. Я увидел в этом большой потенциал.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России и Вашей работе в данной структуре.
Я занимался всю жизнь международной деятельностью, а международная составляющая, особенно в спортивной сфере, – это целый мир, с множеством разных организаций, мероприятий, возможностей. Так, работая в Министерстве спорта, я по долгу службы столкнулся с КННВС России и удивился этому безграничному миру спорта, который объединяет данная организация.
У КННВС свой интересный вектор развития, и уже в следующем году комитет будет отмечать 25-летие.
Он был создан в 1999 году. Учредительное собрание проходило непосредственно в Администрации Президента. В тот момент наше общество понимало, что спортивная отрасль развивается, появляются все новые виды спорта, и необходимо уделить должное внимание всем в равной степени, а это крайне сложно. Поэтому было принято решение создать комитет – как некую площадку, где новые виды спорта, новые дисциплины смогли бы найти свою поддержку, интегрироваться в спортивное движение как внутри страны, так и за ее пределами.
На сегодняшний день Комитет является надежным партнером Минспорта России и Олимпийского комитета России в национальном и неолимпийском движении России, объединяя под своим крылом интересы более 60 всероссийских и межрегиональных общественных организаций (федераций, союзов, ассоциаций). Принимает активное участие в подготовке и организации выезда сборной команды России на Всемирные Игры, а также в реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» в части национальных и неолимпийских видов спорта.
Для меня – слово «неолимпийские» очень режет слух. Если быть уж совсем откровенным, то на самом деле такого понятия вообще нет, есть просто виды спорта. Точнее, есть понятия: «олимпийские виды спорта» и «виды спорта, которые не включены в программу игр Олимпиад. И правильнее, конечно, говорить именно так. Это колоссальный спортивный мир, который гораздо больше олимпийского, и с каждым днем он все больше расширяется и развивается.

В большинстве своем мы знаем или воспринимаем всерьез только те виды спортивных дисциплин, которые часто, исторически, транслируются на ТВ и показываются в рамках игр Олимпиад. Но повестка меняется, и новые дисциплины выходят из тени и принимаются в «олимпийскую семью». Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что ребята с улицы, которые катаются на скейтбордах, будут сейчас выступать на Олимпиаде.
Многие новые виды спорта – это некая трансформация каких-то исторически сложившихся игр. В качестве примера: есть старая русская игра вышибалы, и вот лет 15 назад активисты подхватили инициативу и создали Всемирную федерацию вышибал (доджбола). Дали этой игре новую жизнь, добавили элементы азарта – «хайпа», как сегодня принято говорить. Сейчас в эту организацию входит порядка 50 стран, и это просто завораживающее зрелище.


- Почему о многих видах спорта, несмотря на их историю и зрелищность, так мало известно? В чем основная проблема масштабирования спортивных направлений в нашей стране, если они не включены с систему олимпийского движения?
Олимпийское движение – это целая машина, система работы множества заинтересованных сторон, вывоз спортсменов на игры, поощрение спортсменов и тренеров, рекламные кампании и т. д. А у нас немного другая история. Мы боремся за единство спорта. Доказываем, например, что, тот же тренер по сумо ничем не отличается от тренера по вольной борьбе, который входил в программу Олимпийских игр. Они в равной степени работают и тренируют, ребята также завоевывают медали. Но наша система государственных ценностей, где искусственно придумана сегментация видов спорта на олимпийские и неолимпийские, дает больше возможностей и привилегий первым.
Но прогресс в сторону вторых есть. Если посмотреть, как за последнее десятилетие трансформируется олимпийское движение, то в олимпийских играх, например, кроме традиционных видов, есть уже бейсбол, скалолазание, скейтборды, серфинг и так далее. Об этом говорит и сам Международный олимпийский комитет, что люди устали от стандарта, они хотят видеть что-то новое. И если весь мир занимается серфингом, то почему бы это не продвигать. А скейтбордистов? Сколько их отрицали, не воспринимали всерьез, а потом это уличное увлечение переросло в отдельный вид спорта.
У нас в настоящий момент только признанных видов спорта около 150. И это действительно очень много. Наша задача как Комитета – помочь интегрировать новые спортивные дисциплины в общее массовое движение.
Опять же, возвращаясь к проблеме, почему многие виды спорта не масштабированы. Они очень тяжело поддаются освещению. Не все показывает телевидение, особенно федеральные СМИ. А если подумать – теряются огромные охваты и круг потенциальных поклонников. Недавно, например, закончился чемпионат России по чирлидингу. И это такая крутая история… За неделю в чемпионате первенств России приняли участие 7000 спортсменов, и никто этого не видел. Многие СМИ, к сожалению, отказываются это показывать, потому что не принято.


Хочу отметить, что деятельность КННВС также направлена и на патриотическое воспитание, так как есть отдельный пласт деятельности – это национальные виды спорта, которых в России большое количество. Но здесь опять же встает проблема. Чтобы признать тот или иной вид спорта национальным, надо менять, пересматривать устаревшую систему. Для понимания: в настоящий момент у нас в реестре национальных видов спорта, утвержденных Министерством, всего восемь. Хотя практически в каждом регионе есть своя история.
- Какой сейчас самый популярный национальный вид спорта?
Их на самом деле очень много. Но я бы выделил самбо. Это российский национальный вид спорта. Это наше достояние, и развивается он действительно сильно, даже получил всеми желанное олимпийское признание.
Повторюсь, практически в каждом регионе существует свой вид борьбы. Есть, например, замечательная Республика Тыва, о которой мало кто знает, кроме того, что оттуда родом министр обороны России Шойгу. Хотя это потрясающе красивая Республика. И у них есть своя борьба, называется хуреш. Со своей идеологией, философией, культурой.
Мы хотим донести до общества, что спорт и культура – это неразделимые понятия. Само словосочетание «физическая культура» включает в себя эти две составляющие. То есть это должно быть образом жизни, с правильным воспитанием и правильной идеологией. И хуреш в Тыве – это не просто элемент культуры, а национальный вид спорта, то, к чему там стремятся все. Он поддерживается в Республике на уровне главы субъекта, где спортсмены получают существенные призы, собираются десятитысячные стадионы, победители чтятся как национальные герои. А еще это неимоверно красочное зрелище.

Больше всего обидно, что, имея богатейшую историю, культуру, мы идем по пути догоняющей страны. У нас такая выжидательная позиция. Хочу привести пример: в 2014 году Киргизия выступила инициатором создания Всемирных игр кочевников. Делая этот шаг, там понимали, что спортивная культура – это достояние народа, во многих, особенно отдаленных, уголках единственное развлечение – это спортивная активность, и через нее предки передают знания, уважение молодого поколения к истории, дань старшим. И вот последнее мероприятие прошло в Турции, в нем приняло участие 86 стран, 3500 спортсменов и было задействовано 570 представителей СМИ со всего мира.

- Что нужно, чтобы у нас наконец это стало освещаться, в том числе появилось на телевидении?
Честно, не знаю, я не могу найти ответ. Видимо, сверху не стоит задача это транслировать и освещать. Но очень надеюсь, что скоро все поменяется.
- Тогда поставим вопрос по-другому: кому нужно достучаться, чтобы национальные виды спорта стали приоритетными? Или это невозможно?
Это возможно, и мы бьемся за это. Весь наш спорт – дотационный, спонсорский. И в большинстве случаев спорт живет либо за счет государства, либо за счет спортивных меценатов, которые болеют душой за дело. Надо сказать, что частных инвестиций зачастую больше, чем государственных.
Государство помогает, но должна быть какая-то система. Нам бы очень хотелось, чтобы в будущем мы ушли от поклонения каким-то чуждым инициативам, навязанным видам спорта. Безусловно, мы не можем диктовать, кому и что развивать, но приоритет все-таки должен быть направлен именно на российские виды спорта.
Почему молодежь хочет играть в бейсбол, но никто не хочет играть в лапту? А потому, что бейсбол показывают по телевизору, мы выросли на американских фильмах, мы знаем американских спортсменов и их истории, снятые в кино. В тех же американских фильмах, между прочим, это сознательно зашито как культурный код. Хотя, если посмотреть в реальной жизни лапту, которая сейчас неплохо развивается на российском уровне, то это очень динамичная и зрелищная игра. Просто дайте ей современную составляющую, помогите ее интегрировать в молодежную среду на всех уровнях, начиная со школ.
Должна появиться общая установка на это развитие. Чтобы новые поколения росли изначально на российской культуре. Даже вводя в школьную программу образования специализированные уроки, мы можем создать свой генетический код культового восприятия детьми Родины. Сейчас же оно абсолютно ложное. Необходимо не жалеть средств на популяризацию российской культуры и национальных видов спорта. Наша молодежь на сегодняшний день, увы, довольно бесконтрольная. Серьезным объединяющим фактором является спорт. И он должен быть в большой мере национальным и обязательно доступным.
