Геннадий Зуев. ЭНЕРГИЯ ПОЕДИНКА

Заслуженный мастер спорта России, мастер спорта международного класса по универсальному бою, мастер спорта по рукопашному бою, русскому бою и комплексному единоборству. Тренер по рукопашному бою и смешанным единоборствам. Чемпион мира по универсальному бою 2007–2010 гг. Абсолютный чемпион России по рукопашному бою 2008–2009 гг.
Победитель международных, всероссийских турниров по различным видам единоборств, а также опытный судья. Российским союзом боевых искусств Геннадию Зуеву присвоено почетное звание «Мастер боевых искусств». Награжден орденом «Молодое дарование России – Чароитовая звезда». Вот с таким неординарным человеком сегодняшняя наша беседа.

- Геннадий, по традиции в начале интервью расскажите, как Вы пришли в мир спорта, почему выбор пал именно на рукопашный бой?
Я родился и рос в городе Астрахань. В те годы, когда я начал заниматься, это конец 90-х, выбор спортивных направлений был невелик. В моем районе появилась секция рукопашного боя, где преподавал тренер Андрей Викторович Хаустов, к большому сожалению, его уже нет в живых. Я пришел к нему в группу заниматься, это было в 97-м году.
- За Вашими плечами большое количество проведенных боев, заслуженных титулов. Есть бой, который больше всего оставил отпечаток в памяти? И почему?
Громче всех, конечно, звучат титулы – многократный чемпион мира по универсальному бою. Но все это происходило в своей весовой категории – 80 килограммов. Я ими горжусь. Но хотелось большего. Самый значимый титул и бои – это победа на абсолютном чемпионате России по рукопашному бою. Я был победителем в 2007 и 2008 годах. Оба финалиста были крупные профессиональные спортсмены, чемпионы мира, и они весили намного больше, чем я. В 2007-м моим соперником был многократный чемпион мира в абсолютной весовой категории, самой тяжелой – Тамерлан Алакавов. Он весил около 120 кг. В 2008-м – это чемпион мира по кикбоксингу Шамиль Абасов, тоже в тяжелой весовой категории, более 90 килограммов. Несмотря на их достижения, я выиграл поединки с ними досрочно. И эти победы для меня наиболее значимы.

- Наверное, у каждого спортсмена есть интересные истории, связанные с соревнованиями. А правда, что однажды Вы выступали со сломанной ногой и самое главное – победили?
Когда вышел на бой, уже знал диагноз – перелом малой берцовой кости. Мне сделали обезболивающее в кости и в мышцы, надели гипс. Но так как для команды мой бой значил многое, я принял решение выступить и побиться за команду, несмотря на травму. Я выиграл этот бой. По правилам комплексного единоборства: первый раунд – кикбоксинг, а второй – вольная борьба с болевыми удушающими приемами. Я еще в первом раунде понял, что уже доломал эту ногу, кость скрипит и разламывается. С точки зрения соревнования, если об этом узнал бы кто-то из судей или представителей команд, меня бы на этот бой не допустили. Но это были военные соревнования, и у меня стояла задача. Я этот поединок выиграл и принес соответствующие очки, и наша команда победила. Есть фотографии, где я стою в гипсе и поднимаю кубок за первое место.
- На сегодняшний день Ваше имя больше связывают с судейством. И как судья Вы прославились своей принципиальностью и строгостью. Почему решили уйти в эту сферу?
В судейство я пришел в начале 2013 года. Именно новой организации – союза ММА России. Он только начал формироваться. Я аттестовался, и меня на первом чемпионате Москвы заметил мой товарищ Радмир Габдуллин и пригласил поработать более серьезно в данной сфере. Я пошел в рефери, потому что меня это очень интересует, я сам по себе очень справедливый человек, а в моей практике спортсмена со мной многократно поступали несправедливо. Я выделяю два критерия. Первое – это отсутствие компетентности у того, кто судит и засуживает неосознанно. Либо второе – засуживают из-за предвзятости. Когда мне представилась возможность быть одним из действующих судей, встать у руля, я проявлял себя как мог. Моя задача была наладить и выстроить систему, ведь Союз ММА России был призван для этого, показать, что смешанные единоборства – это не бои без правил, а вид спорта.


- Как считаете, должен ли судья иметь бойцовский опыт в прошлом? Какой он – идеальный судья?
Здесь разные версии возможны. Прежде чем стать судьей, на мой взгляд, очень желательно пройти путь спортсмена и бойца, потому что ты не понаслышке должен понимать, с чем сталкиваешься, что испытывает спортсмен, когда сражается. Я недавно провел свой бой после долгой паузы и вспомнил, как это тяжело.
- Геннадий, сегодня мы хотели бы затронуть тему важности вовлечения молодого поколения россиян в массовый спорт, пропаганды ценностей спортивного стиля жизни. Какие мероприятия, по Вашему мнению, необходимо проводить в этом направлении? На чем необходимо заострить внимание?
Меня часто приглашают на мероприятия спортивного характера, я вижу там много молодежи, много детей, и все они здоровые, заряженные на спорт ребята. Для их воспитания, в том числе патриотического, приглашают известных действующих спортсменов и ветеранов. Это правильно.
Считаю, что надо чаще в СМИ, в соцсетях освещать подобные соревнования, показывать, что спорт и патриотизм – это практически одно и то же.


- Как мотивировать ребенка заниматься спортом? И какая роль тут отводится тренеру?
В первую очередь надо исходить из возраста ребенка. До определенной поры тренер – это воспитатель, потом он воспитатель-педагог, затем педагог-тренер, а в дальнейшем просто тренер. Но на любом этапе подготовки он наставник и друг. В процессе воспитания необходимо находить ключики именно к ребенку. У хороших тренеров есть желание и умение найти подход к ребенку. На этом этапе нужно приводить достойные примеры, показывать, выводить ребят на мероприятия, где присутствуют авторитетные спортсмены, у которых хочется учиться. Смешанные группы, где тренируются ребята разных возрастов — это тоже очень хорошо. Юноши — это специфическая аудитория. В возрасте от 14 до 18 лет ребята немного потеряны по жизни, они не знают, с кого брать пример. И очень важно, что эти ребята находятся именно в спорте, потому что он является определенным маяком. У юных спортсменов всегда есть какая-то цель — предстоящие соревнования, есть круг единомышленников, есть понятная тренировочная база, остается только трудиться и достигать поставленных задач. Все это очень хорошо влияет на развитие и ориентирование юношей в любом возрасте.

- Как Вы считаете, с чего должно начинаться патриотическое воспитание молодежи? И что лично для Вас значит быть патриотом своей страны?
Недавно я давал интервью вместе со своим другом и нам задали вопрос: «Что такое Россия?» У меня сразу возникла ассоциация – первые строчки гимна: «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна». А мой товарищ ответил: «Россия – это мы». Вот и выходит, что быть патриотом значит любить то место, где ты родился и вырос, создавать вокруг себя благоприятную атмосферу, которую будут ценить твои близкие. Патриот – это тот, кто ценит и любит Родину. Что касается патриотического воспитания, то, если Россия – это мы, воспитание должно строиться на том, какие мы. Как мы заботимся об окружающей среде, о своем доме, районе, городе. Это должно строиться исключительно на примерах и не может быть принудительным. Мы организовываем мероприятия в память героев, погибших при исполнении своего долга. Этим мы показываем подрастающим поколениям, что людей, кто отдал свои жизни и здоровье за благополучие страны, нужно помнить и уважать. Это и есть патриотическое воспитание.


- Геннадий, в Астрахани прошел турнир AMC Fight Nights 116, в рамках которого Вы не только вернулись на спортивную арену, но и выиграли бой. Поздравляем! Почему приняли решение вернуться? Какая была первая мысль, когда Вам поступило предложение? Сразу согласились? Насколько чувствуете себя готовым снова побеждать?
Когда мне позвонил мой друг Денис Кожевников и сказал, что в Астрахани будет турнир FIGHT NIGHTS, я сразу согласился. Это хорошая крупная организация, а Астрахань – моя малая родина. Само выступление там – это классно. Я согласился, во-первых, потому, что мне очень хотелось снова ощутить энергию поединка. Моя жизнь текла в спокойном русле, я жил семейной жизнью, тренировал, проводил регулярно мероприятия, но все-таки хорошие стрессы нужны, они бодрят. Второе – это решение для меня означало, что на протяжении полутора месяцев я буду готовиться, тренироваться и приводить себя в хорошую форму. Сам режим подготовки очень люблю и очень скучал по нему. Перед боем я испытываю желание победить, а после боя – большое удовлетворение, чего и удалось добиться. Хотелось бы еще года три побиться на профессиональной арене. В моих планах раз в три месяца проводить профессиональный бой.