
Накануне Дня защитника Отечества мы встретились с вице-президентом Фонда содействия в реализации социальных и экономических прав ветеранов и инвалидов «Вымпел-Гарант» Александром Борисовичем Толстовым. Без всякого сомнения можно сказать – это человек необычной судьбы. О чем говорят и награды Родины на его парадном мундире.

Медали-ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
Медали-ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (с мечами)
Медаль «А.В. Суворова»
Медаль «За укрепления войскового содружества»
Медали «За безупречную службу» I, II, III степени
Медаль «От благодарного афганского народа»
Знак «Воину-интернационалисту»
Ведомственные награды
Удостоверение «Ветеран боевых действий».
За время прохождения службы закончил в 1996 году Академию ФСБ, специализация «юриспруденция», квалификация «юрист». С 2007 года уволен на пенсию за выслугу лет в звании подполковника.
В интервью он рассказал о службе в армии, работе в контрразведке, как судьба связала его с Управлением «С» и о том, как важно поддерживать ветеранов в их новых условиях жизни.

- Александр Борисович, расскажите о себе, о том, как началась и шла Ваша военная служба, как пришли на работу во внешнюю разведку, в Управление «С»? Ведь в такие структуры берут далеко не каждого.
Родился я в простой рабочей семье. Мать – служащая. Отец – водитель в автобусном парке. Я закончил восемь классов и пошел в Машиностроительный техникум им Ф.Э. Дзержинского. Активно занимался спортом. После техникума – армия. Шел тогда 1981 год, время, когда начались открытые боевые действия в Афганистане. В армии я попал в учебное подразделение в городе Ашхабад. Получил специальность военного связиста и был направлен в Афганистан, в город Кандагар. Был прикомандирован сначала в десантно-штурмовой батальон, участвовал в засадах с разведротой и взбирался в горы с третьим горным батальоном. Ходил вместе с бойцами в боевые рейды, выполнял задачи, положенные связистам. В связи с тем, что все это происходило в зоне боевых действий, с нами были офицеры разведки, как потом оказалось, это были сотрудники ГРУ и сотрудники внешней разведки Управления «С». В процессе общения они меня убедили после срочной службы в армии посвятить жизнь службе Родине. В военкомате мне предложили работу в МВД или КГБ. Естественно, выбрал второе, так как служба в КГБ считалась не только более престижной, но и более интересной, рискованной и ответственной. Мне тут же предложили учебу в разведшколе. Во время обучения я загорелся желанием попасть в группу «Альфа», потому что на курсах повышения руководящего состава учился Герой Советского Союза Виктор Федорович Карпухин, который был заместителем командира группы «А». Он часто выступал перед нами и рассказывал про штурм «Альфой» дворца Амина в Афганистане. У нас, афганцев, в тот момент глаза горели. Мы об этой секретной операции ничего не знали, а тут рассказ из первых уст со всеми подробностями. Чтобы попасть в группу «А», надо было себя к этому подготовить как морально, так и физически. У нас были особые тренировки. Многие мои товарищи попали в группу, а меня направили в другое подразделение – техническое наблюдение. Видимо, сказался мой опыт связиста. Наступило время конца 80-х и начала 90-х годов. Обострение в южных и кавказских республиках СССР. У меня было очень много командировок, я набирался опыта. Распался Союз. Уже служа в России, я был направлен в Управление борьбы с коррупцией и контрабандой, в пятый отдел ФСБ, созданный Александром Евгеньевичем Тихоновым. Участвовали в операциях разного характера (уголовного, политического), пока не начались чеченские события. Часть нашего отдела участвовала в этих событиях, проявила себя профессионально и достойно. Александру Евгеньевичу после этого предложили вышестоящую должность и, соответственно, он забрал нас с собой. Так началась моя работа в Управлении «С», где я прослужил 15 лет.

- У Вас очень много наград. Какая для Вас самая памятная и значимая?
Самые дорогие для меня награды те, которые вручал лично Владимир Владимирович Путин, когда еще возглавлял ФСБ. Это знак «За службу в контрразведке» III степени, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, без изображения мечей. Она ценится больше. С мечами дают за участие в боевых действиях, а без – за оперативную работу. И я этой наградой очень горжусь. Я не считаю себя суперменом, боевиком. Я считаю себя больше оперативным работником. Для меня главное – мыслить, думать, что-то предвидеть, раскрыть и обыграть противника, а не идти напролом, захватывать, штурмовать. Примером «оперативных игр» для меня служит наш сотрудник Сергей Ш. Легендарная личность! Запомнились два мероприятия «оперативной игры» с моим участием, когда мы задержали поставку оружия из Молдавии и произвели задержание известных людей их верхних эшелонов власти, которые занимались крупными финансовыми махинациями. Остальные награды боевые, за участие в контртеррористических операциях. Одна из таких наград – «За заслуги перед Отечеством» I степени – эта уже с мечами. И вторая – медаль Суворова.

- Александр Борисович, как вице-президент Фонда содействия в реализации социальных и экономических прав ветеранов и инвалидов расскажите, чем занимаются ветеранские движения сегодня, их основные задачи.
Я считаю, что наша работа – очень важное направление в поддержке ветеранов. Почему она нужна? Когда сотрудник выходит на пенсию, он становится в какой-то степени беззащитным. Он привык к четкому распорядку жизни, с определенными правилами. Жизнь резко меняется. Наше ветеранское движение занимается помощью в выживании сотрудника в новых условиях жизни. Это проявляется в устройстве его на работу, потому что если сотрудник выходит на пенсию не по возрасту, а по выслуге лет, то он еще полон сил и может принести пользу. Есть много различных организаций, где сотрудники могут быть полезны со своими опытом и знаниями, так как безопасность — она нужна во всех сферах жизни. Выходя на пенсию, сотрудник начинает чувствовать все болячки, которые накопились за период его непростой работы. Работая, он их не замечал, потому что были все одержимы и витал девиз «у нас больных нет, у нас есть живые и мертвые». А когда остаешься дома и спешить некуда, то оказывается у тебя – грыжа в позвоночнике, коленки болят, суставы сдают. То есть требуется лечение. В этом случае необходимо подсказать и помочь попасть в нужный санаторий, а порой лечь в больницу на операцию. Опять же — помочь компенсировать часть затрат на приобретение путевок и лечение. Вопрос другой: где взять деньги. Или помощь семьям погибших сотрудников. Это все есть от государства, но не в тех масштабах. И здесь включается ветеранская организация. А для этого нужны специальные люди – переговорщики, которые умеют вести правильные диалоги с руководством предприятий, организаций, различных фирм. Вот всем этим и занимаются ветеранские движения.



Здесь хочу сделать отступление. Во время нашего интервью позвонил сын Александра Борисовича, и я стала невольной свидетельницей их разговора… Он, как когда-то его отец, защищает Родину, сейчас находится в зоне проведения специальной военной операции. Потом не удержалась и спросила:
- Он доброволец или по частичной мобилизации?
Сыну 26 лет. Он собирался идти добровольцем, и в этот момент началась мобилизация. По своей военной специальности сын – военный пожарный и не совсем попадал под требования мобилизации (опыт службы в армии, опыт военных действий, соответствующая ВУС). То есть мог бы и не ходить, но настоял на своем. Сейчас он мотострелок-пулеметчик. Хотелось бы отметить, что сын за несколько месяцев нахождения в зоне СВО проявил себя, и его как особо подготовленного бойца перевели в отряд особого назначения, который подчиняется непосредственно командиру полка для осуществления специальных задач.

- Гордитесь сыном?
Горжусь. Звонит редко, но когда разговариваем… аж до слез. А он утешает: «Все нормально будет, отец. Было ваше время, теперь наше. Кто же, если не мы. Не подведем».
Интервью подготовила Ольга Петрова, креативный директор, зам. главного редактора журнала.