НИКАКОГО СЕКРЕТА: ДИСЦИПЛИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Как мальчик из русской деревни стал депутатом Госдумы РФ.

В Госдуме еще не было такого депутата от Бурятии. Сын двух народов, бурятского и русского, он вырос в забайкальской деревне, где была только начальная школа. Чтобы получить основное общее образование (9 классов), он ходил за несколько километров в соседнее село. Чтобы получить высшее образование, сначала закончил училище. Стал известным спортсменом. Выиграл конкурс из 13 человек на место министра спорта Бурятии. А затем был избран депутатом Госдумы РФ. Как всего этого добиться, рассказывает в интервью Вячеслав Дамдинцурунов.

Вячеслав Анатольевич Дамдинцурунов
Депутат Государственной Думы РФ VIII созыва.
Экс-министр спорта и молодежной политики Республики Бурятия.
Чемпион России по тайскому боксу.
Кандидат педагогических наук.
Заслуженный тренер России
– Вячеслав Анатольевич, у Вас очень необычная фамилия. Трудно сразу произнести, не то что запомнить.
Для бурят это обычная фамилия, состоящая из двух тибетских имен: Дамдин и Цурун. Она мне досталась по имени моей бабушки, но это другая история.
Буддизм к бурятам пришел из Тибета через Монголию. ДАМДИН с тибетского переводится как «Имеющий шею лошади». Это тибетское название божества Хаягривы.

– Любопытно. Расскажите подробнее, пожалуйста.
Как видите, Хаягрива родственно словам «грива» и «загривок», поскольку имеет этимологическую связь с санскритским словом griva, которое переводят и как «шея», и как «задняя часть шеи». В древней Индии это был бог с человеческим телом и головой коня. Считается, что это связано с древнеарийским культом коня. Для бурят, как любых кочевников, именно конь – друг человека. В буддизме же Хаягрива – это просветленное существо (идам) и Защитник как буддийского учения в целом, так и каждого отдельного буддиста в частности (дхармапала).

– Вы сейчас депутат Госдумы от Бурятии в целом и от каждого жителя в частности?
Параллель интересная. Надеюсь соответствовать как первой части своей фамилии, так и высокому званию избранного всенародно депутата Госдумы.
– А что означает вторая часть Вашей фамилии?
В Тибете и Монголии Хаягриву почитают под именем Дамдин. ЦУРУН – это другое написание имени Цырен, что означает «долгая жизнь». В сочетании двух имен Дамдинцурунов получается «Долгая жизнь просветленного божества – защитника, имеющего шею коня».


– Очень интересный перевод и как точно передает значение работы депутата как слуги народа. Ощущаете, что пашете как конь?
Пока, наверное, нет, так как еще только погружаюсь в новую и очень ответственную работу. Но если за что-то берусь, то делаю это по максимуму.
– Стать политиком было Вашей целью или к этому направила сама жизнь?
Цели такой, конечно же, не было. Я ведь рос в маленькой деревне, и в детстве, как все мальчишки, мечтал стать то солдатом, то космонавтом, то летчиком. Но понимал, что для этого надо быть сильным, заниматься физкультурой и спортом!


– Вы ведь сын двух народов, поэтому не понаслышке знаете, что такое настоящий интернационализм?
Да, во мне течет как бурятская, так и русская кровь. Так сложилась судьба, что меня воспитали родители мамы по всем бурятским традициям, но рос и учился я в русской среде. И это было нормой в советские годы. Заметьте, что маленькие дети совсем не различают национальности. С этим вопросом я впервые столкнулся уже будучи студентом в педучилище в Петровск-Забайкальском. Затем в Улан-Удэ, обучаясь в университете на факультете физической культуры.
Интересно, что буряты часто думали, что я русский. Русские, наоборот, сразу видели во мне бурята. Продолжая обучение в Москве в аспирантуре, затем работая, увидел воочию, что Россия самая многонациональная страна. И в этом наша сила. Когда я проводил турниры по бурятской борьбе на Красной площади, участники и зрители были со многих республик и регионов. Спорт сам по себе объединяет сильных людей.
– Вы выиграли первый в истории республики конкурс и стали министром спорта и молодежной политики Бурятии. С какими итогами Вы покинули пост?
Если бы не этот конкурс, возможно, я так и остался бы работать в Москве. В столице были интересные проекты и предложения, но еще в студенчестве задумывался о том, чтобы стать руководителем спорта в Бурятии. И как все молодые люди, был максималистом, думал: вот будь я министром, то сделал бы все намного лучше. И вот когда такая возможность появилась, нужно было доказать людям и самому себе, что смогу. Да и сам конкурс на министра спорта был сродни новому соревнованию, вызову, с которым надо было справиться. Я шел только за победой, которую в итоге и одержал в конкурсе. Конечно, я очень благодарен главе республики за поддержку и доверие, которую он всегда оказывал в моей работе министром. Ведь только командой можно чего-то достичь. О своих итогах и заслугах я бы сам говорить не хотел. Пусть оценят жители Бурятии, но, конечно же, я горд тем, что есть мой вклад в проведении крупнейших соревнований мирового и российского уровней, которые проходили в Улан-Удэ. А также в строительстве ряда спортивных сооружений в нашей республике, в победах наших спортсменов на международных и Всероссийских спортивных аренах. За всем этим стоит ежедневная, ежечасная работа команды Министерства спорта и молодежной политики, которое мне посчастливилось возглавлять.


– До работы министром спорта Бурятии Вы имели отношение к развитию прикладных единоборств. Продолжали ли Вы эту работу в республике и планируете ли делать это сейчас, уже на новой должности?
Вообще хочу сказать, что для меня лично и для многих рабоче-крестьянских детей единоборства и в целом спорт являются, порой, единственным социальным лифтом, хорошей возможностью достичь определенных высот в жизни. Тем явлением, которое помогает нашим мальчишкам и девчонкам уберечься от многих негативных факторов, таких как наркомания, алкоголизм, курение и прочее. И если бы не спорт, неизвестно, кем бы я был сейчас.
Непосредственно по вашему вопросу – еще работая в Москве на кафедре Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, я руководил специализацией «служебно-прикладные единоборства». Искренне горжусь, что многие мои воспитанники связали свою судьбу со службой в различных силовых структурах. Некоторые из них сейчас участвуют в спецоперации на Украине. А многие – с тренерской деятельностью, достигая успехов на этом поприще. Считаю, что военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта должны выйти на совершенно иной уровень развития, вовлекая все больше допризывной молодежи и в целом гражданского населения в свои ряды. И я, как депутат Госдумы, хочу акцентировать свое внимание в том числе и на этом вопросе! Должны проводиться различные мероприятия, знаковые соревнования по данным видам спорта, несущие, в первую очередь, патриотическую составляющую. В Бурятии одно из главных спортивных событий, которое я реанимировал, но немного в другом формате, стал фестиваль единоборств и боевых искусств «Мы в команде Президента». Он посвящен памяти Героя РФ Алдара Цыденжапова (во время службы на флоте в сентябре 2010 года ценой собственной жизни он предотвратил крупную аварию на военном корабле «Быстрый» и спас его экипаж в составе 348 человек – Прим. ред.). Воспитательный эффект был огромен!


– Какие еще цели и задачи стоят перед Вами? Особенно интересно про патриотическое воспитание – Вы часто пишете об этом.
Я являюсь членом комитета по молодежной политике ГД РФ и считаю патриотическое воспитание одним из самых важных направлений! Не буду вдаваться в подробности, но вы и сами понимаете, как сейчас это значимо! И, конечно, многие проекты, которые я готовлю, будут иметь патриотическую направленность.
Целей и задач столько, сколько мне поступает наказов. А они бывают разные: от глобальных до просьб в личной помощи. Но я не делю наказы на большие и маленькие, потому что часто земляки обращаются за помощью ко мне как к последней инстанции. Я представляю интересы Республики Бурятия не только в Государственной Думе РФ, но и за ее пределами.

– Вячеслав Анатольевич, Вы даете интервью в непростое время. Идет спецоперация на Украине, когда все больше используют мем «боевые буряты Путина». Какие чувства у Вас это вызывает?
Сначала вызывал досаду этот мем, потому что в спецоперации на востоке Украины участвуют не только буряты, но и все представители народов России. Но Бурятия приграничный регион, и служба в армии никогда не считалась у нас повинностью. Большинство шли в армию с охотой. Многие оставались служить по контракту. И они верны присяге в эти трудные времена. Каждого погибшего земляка я пропускаю с острой болью через свое сердце. А сейчас, когда вижу, как отважно воюют мои земляки, я испытываю чувство гордости за наших воинов. Ну раз на то пошло, «боевые Буряты Путина» показывают себя истинными потомками древних воинов Чингисхана, которые когда-то смогли завоевать полмира благодаря своей дисциплине и выучке.
– Как родные относятся к Вашему напряженному графику работы?
Они меня понимают. У нас традиционная бурятская семья, где мужчина должен трудиться. Вся домашняя работа и воспитание детей на жене. Поэтому у нас таким почетом пользуются матери, многие бурятские песни посвящены матерям. И я благодарен своей супруге за ее бесконечное терпение и поддержку. Как и своим детям, которых я стараюсь воспитывать не нравоучениями, а собственным примером.

– Поделитесь секретом своего успеха для тех, кто хочет пойти по Вашим стопам.
Никакого секрета: дисциплина, ответственность, инициативность, здоровый образ жизни и ежедневный, ежечасный труд. И помощь тем, кто в ней нуждается.
Спасибо большое! Надеемся, что после Вашего интервью многие мальчики из сельской глубинки увидят, что спорт дает возможность стать успешным сильным человеком как Вы!