Есть люди действительно удивительные для современного общества. Они не преследуют выгоды, живут, руководствуясь не только личными интересами, но и задаются глобальными целями – сделать этот мир прекраснее, лучше, добрее теми средствами, которые доступны им лично. Именно такое волнующее послевкусие оставляет общение с актрисой театра и кино, телеведущей, певицей, художником и общественным деятелем Натальей Бочкаревой. Несколько лет назад ею была создана Школа-студия искусств – проект уникальный в своем роде и самобытный, дающий возможность каждому ребенку развиться и реализоваться в том направлении, которое ему близко. Яркая и амбициозная задумка разрослась до масштабов целого фестиваля, обретшего впоследствии статус международного.
Как проходил фестиваль в этом году, какое будущее для своего проекта видит актриса и что движет ее стремлениями, читайте в нашей уютной беседе.

– Наталья, Вы – человек творческий и многогранный, но что именно подтолкнуло к созданию Школы-студии искусств?
Изначально хотелось как-то помочь талантливым ребятам.
Когда-то, давным-давно, дорогу в жизнь мне дал Олег Павлович Табаков. Я выучилась в Школе-студии МХАТ под его руководством, абсолютно бесплатно. Олег Павлович был удивительным! Учитель, а для многих и духовный наставник. Он чувствовал людей и под своим крылом всегда собирал таланты. Поэтому так много его учеников мы знаем по именам: Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, могу продолжать и продолжать этот список. Мне хотелось отдать ему дань благодарности, продолжить его дело.
Каким образом я могла это сделать? Помогать другим детям развивать талант и находить себя в творческой профессии.
Примечательно, что проект сложно назвать коммерческим – его цели поистине благородные. В числе воспитанников Школы-студии искусств Натальи Бочкаревой дети из малоимущих и многодетных семей, а также дети с особенностями развития. Разумеется, определяющим при наборе является наличие таланта и желания у ребенка. Последнее – особенно важно. /ПРИМ. АВТОРА/
У нас занимается много разных детей. Для малышей предусмотрены различные «развивашки», чтобы дать толчок талантам. Есть и старшеклассники, которые выбирают свой жизненный путь. Им мы помогаем с поступлением, занимаемся подготовкой. Одна моя подопечная уже учится в колледже О.П. Табакова, куда берут с 15 лет, другая – в театральной школе при Малом театре. Они для себя решили, что дальше пойдут по актерской стезе.

– То есть дети разделены по возрасту?
Верно: с 5 до 9 лет одна группа, с 9 до 12–13 – вторая, с 13 – третья, и старшеклассники, выбирающие, куда идти. Группы небольшие, стараемся брать не количеством, а качеством. Стараемся, чтобы на всех детей хватало внимания.
– Как выглядит процесс обучения, что особенного?
Ребенок должен развиваться как полноценная личность. Поэтому мы предусмотрели комплексное обучение. Есть даже уроки нравственности и духовности, их ведет отец Никита, игумен Донского монастыря. В наши дни важно не потерять себя, свою душу. Мне очень приятно, что дети сами решили в мае, по окончании обучения, сделать общую исповедь – значит, есть потребность, есть духовное начало. На этих уроках они могут обсудить любые темы, пообщаться. Отец Никита иногда говорит с ребенком как психолог. В любом случае эти занятия очень нравятся детям. Проходят они раз в неделю, доступны абсолютно всем, и, что приятно, – никто их никогда не пропускает.
Также у нас шикарная библиотека. Очень важно, чтобы дети в наше время читали книги. Мы постоянно приобретаем новые красивые издания. Ребенку должно быть интересно и приятно держать книгу в руках, чтобы нравилось читать. У нас есть «Час читателя», когда мы обсуждаем каждое произведение, делимся мыслями, разрабатываем мышление и умение выражать свое мнение и чувства. Присутствует большой объем и педагогической литературы – развиваться должны не только ученики, но и их наставники.

– Хочется, чтобы Вы рассказали о них отдельно. Это какие-то известные, популярные личности?
Стаж работы у наших преподавателей грандиозный. Педагог по актерскому мастерству Ирина Маслова за 40 лет своей работы воспитала не одно поколение артистов. У Анны Савенковой (педагог по вокалу), за плечами которой подготовка артистов к Евровидению и шоу «Голос», может даже стул запеть. Есть замечательный хореограф – артист Московского государственного академического театра «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной Евгений Воронин.
Известный же человек, который имеет определенный успех на сцене и достиг его сам, не факт, что сможет преподавать.
– Наталья, а лично Вы участвуете в процессе обучения?
Я преподаю актерское мастерство и сценическую речь, готовлю к поступлению. Сейчас был фестиваль поэзии, со многими детьми, особенно которые хотели прочитать свои произведения, работала я – автор может написать, но надо же еще прочитать, донести смысл. Кинолагерь тоже веду я и во всем принимаю непосредственное участие.
– Вы коснулись темы летнего обучения в лагерях, расскажите об этом.
Летом школа не прекращает свою работу – начинается период лагерей дневного посещения. К нам приходят часов в 9–10 утра и уходят только на ужин и спать домой, есть 3 направления.
В арт-лагере педагоги, художники из академии им. Строганова (в которой учусь и я) ведут с детьми 10-дневную программу. За это время успевает пройти выставка. Для учеников есть возможность почувствовать себя иллюстраторами книги. Затем она издается и торжественно дарится по окончании на память каждому ребенку.
Есть кинолагерь. В прошлом году под моим руководством дети делали короткометражный фильм на 20 минут. Мы специально пишем сценарий, у всех роли, нет второстепенных или стоящих в стороне. Дети пробуют все профессии киноиндустрии: гример, звукорежиссер, операторская деятельность, сами выставляют свет, малыши очень любят работать с «хлопушкой» – отхлопывают кадры. Все происходит очень живо и интересно. По окончании лагеря – красная дорожка, премьерный показ, на который приглашаем родителей, друзей, всех желающих, в настоящем кинотеатре на большом экране. Смотрим, что наснимали за время в лагере. Прошлогодний фильм – короткометражку «Я – Люба» – можно посмотреть, как и прочие материалы, на нашем канале. В кинолагере проходит День блогера, когда приезжают блогеры и учат снимать мини-ролики и скетчи. Детям очень нравится. Они придумывают и снимаются вместе, выкладывают в свои соцсети.
Фото-, видеоматериалов за время лагеря получается очень много.
Есть музыкальный лагерь. Дети поют под живой оркестр, джаз-бэнд. Это и барабанная установка, и клавиши, и электрогитара. Они репетируют какой-то материал, песни, композиции, учатся петь под живой аккомпанемент, что достаточно сложно даже для профессионалов, но безумно интересно. По окончании собирается живой концерт и звездное жюри оценивает юных артистов. Это могут быть не только одиночные выступления: и квартеты, и дуэты, дети становятся сплоченными, дружными и делают совместную работу, что тоже очень полезно.
– Наталья, а Ваши собственные дети участвуют в жизни Школы-студии?
Иван снимался в кино в прошлом году, а Мария больше склонна к живописи, потому занималась в арт-лагере. Они всегда со мной, всегда рядом, помогают, в организаторской работе в том числе.

– Школа-студия искусств стала первым шагом на пути к фестивалю. Как пришла идея о его создании и почему именно поэзия и проза?
Я сама была ребенком, который все детство ходил на конкурсы чтецов. Их было огромное количество! Мне нравилось читать стихи, и педагоги по русскому языку и литературе постоянно куда-нибудь меня отправляли. Помню «Яхонтовый конкурс» в Питере, где мне актер Анатолий Заболоцкий торжественно вручил медаль. Это было вершиной счастья!
Когда мы начали готовить детей, поняли, что конкурсов чтецов очень мало. Может, читать не любят или не модно? Не знаю. Решили: пусть хотя бы на один станет больше – делаем конкурс-фестиваль!
Первый, в 2020-м, был пробным. Мы рассчитывали, что он заинтересует только школьников и любителей слова. Думали, сделаем московским. Но к нам приехало огромное количество детей из Подмосковья. Порядка 150 иногородних участников! Фестиваль стал межрегиональным. Были области, о существовании которых я даже и не знала, – настолько широка география!
Прошел он очень успешно. Были, конечно, определенные организационные сложности, потому что у нас не было такой большой команды, какая нужна. Но мы справились, и мои дети тоже принимали активное участие в этом. Все говорили, что фестиваль понравился, и очень надеются на продолжение.
На следующий год, когда еще были ограничения на публичные мероприятия из-за пандемии, мы успели прямо перед ними. Конкурс состоялся, приехало вдвое больше людей. Мы поняли, что фестиваль необходим как воздух.
Участникам конкурса было от 5 до 35 лет, у каждого своя возрастная категория. Приезжали участники и с авторскими произведениями. Это очень интересно. В жюри был и Борис Щербаков, он сказал: «Наташ, молодец! Продолжай! Делай!», Алексей Маклаков, Юлия Рутберг, Дмитрий Дунаев, который является и автором гимна к фестивалю, все мастера слова, которые уже давно этим занимаются и несут в себе это искусство.
В этом году приехало более 500 участников из России, стран СНГ, Европы, Азии и Южной Америки.
– Что стало с фестивалем в этом году?
В этом году мы сделали его международным. Откликнулось 500 участников из России, Афганистана, Сирии, Эстонии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Уругвая, Китая, Парагвая, Вьетнама и других стран. В основном, студенты, некоторые из них выступали со своими произведениями. Мальчик-колумбиец читал свой рассказ «Пандемия в Новосибирске», о том, как он провел локдаун в России. Так забавно, с особым менталитетом и юмором, очень неожиданно. Нашим иностранным гостям на фестивале понравилось. Думаю, оставим эту добрую традицию и отдельную номинацию для участников из других стран.
Оба проекта, по своей сути, не являются коммерческими, не возносят Вас лично на какой-то пьедестал, тогда что мотивирует?
Мотивирует, когда я вижу по-настоящему счастливые глаза детей. Мальчик, победивший в этом году, когда Анжелика Агурбаш для всех участников и для него, как обладателя Гран-при, пела: «Я буду жить для тебя!», реально от счастья плакал, от того, что его успех состоялся. Эту радость он пронесет через всю свою жизнь, это дорогого стоит. И здесь не играет роли, как засветилась я. Это не моя слава.
Что приятно, спонсоры не оставили ни одного ребенка без подарка: и конфеты, и игры, и книги. Многие родители говорили, что не знают другого такого конкурса, где бы были одарены все, даже просто участники, не прошедшие отборочный тур. Детей это стимулирует приехать на следующий год, подготовиться лучше, не забросить начатое. Для них фестиваль – грандиозный культурный праздник, где моя задача продвигать русский язык, русскую литературу. Наш язык потрясающе красивый! Невероятное количество замечательных писателей, которые, к большому сожалению, сейчас запрещены за рубежом. Этот конкурс для того, чтобы дети воспитывались на хорошей литературе и произведениях, он важен для нашего будущего поколения, для наших детей.

– Что нужно сделать ребенку и его родителям, если он хочет в Школу-студию искусств Натальи Бочкаревой?
Приехать в наш маленький особнячок: Донская, 14, к. 3. Каждому ребенку мы даем возможность сходить на пробное занятие. Безусловно, есть отбор, который провожу я: собеседование и с родителями, и с ребенком. Поинтересуюсь, что он читает, что его увлекает, какие произведения ему нравятся. Но для меня самое важное, чтобы, только придя на занятие, он мог понять: нравится ему или нет общение, атмосфера в коллективе – это очень важно.
Помимо желания, если речь о старших, как в любом театральном вузе, очень важно, дабы человека не обнадеживать иллюзиями, выявить профнепригодность. А школьный возраст, когда можно развить, дать определенный толчок к ремеслу, и у ребенка есть определенное желание – можно свернуть и горы. Многие дети переживают переходный период и потом так выстреливают! Одна девочка у нас выучилась играть на гитаре, сама пишет песни, выступает на концертах. У кого-то голос меняется и открывается суть. Мы никогда не отрезаем: ты – да, а ты – нет.
– В фестивале принимают участие дети и молодежь до 35 лет. Есть ли в Школе-студии какие-то курсы, мастер-классы для взрослых?
В вечернее время в будние дни для взрослых проводятся уроки ораторского и актерского мастерства. Даже если работаешь на любой другой работе, не связанной с искусством, это помогает раскрепощению и укреплению внутреннего стержня, уверенности.
Многие мамочки ходят на хореографию, танцуют танго. Есть уроки рисования, живописи.
Интервью провела специальный корреспондент Ольга Стрельникова.