Духовное развитие

Духовное развитие личности с позиции психологии и религии

Главные Моменты
  • Духовное развитие личности
  • С чего начать духовное развитие
  • Направления духовного развития
  • Вера в Бога: о чём это
  • Психология и религия

Когда случаются трудности часть людей обращается к психологу, часть к Богу за помощью. Кажется, что это совсем разные миры, но мы пообщались с психологом Мариной Матвиенко и настоятелем Храма Вмч. Марины Павлом Крысановым на тему «Как сочетать религию и психологию?»

Что понимается под духовным развитием личности?

Психолог: Духовное развитие в психологии понимают как потребность в постижении окружающего мира, своего внутреннего Я и в осознанном понимании своего назначения в жизни. В духовности человек может находить ответы на вечные вопросы, например, что есть любовь, добро, истина, ради чего он живёт.

Священник: В христианстве личность – это то в человеке, благодаря чему мы входим в отношения любви с Богом. Любовь возможна лишь между сознающими себя личностями. И Бог – Личность, и в нас для Бога также важна личность. Личность дается человеку не готовой, но задается, как некая цель. Как писал русский философ В.С. Соловьёв: «Личность определяется не только тем, что она есть, но в большей мере тем, чем она хочет и стремиться быть, чем она делает себя». И, хотя социализация очень важна для развития личности (заповеданная Христом любовь к ближним и служение им – это тоже социализация), главное же, в чём личность раскрывается полностью – это стремление к Богу и к сыновним отношениям с Ним. Во всей полноте найти себя мы можем только в Боге, Который является источником всякого блага. Совершенствование личности всегда соединяется с покаянием и чистотой, как говорил об этом замечательный христианский святой — преподобный Исаак Сирин.

С чего начать духовное развитие?

Психолог: У человека возникает стремление развиваться духовно в следующих случаях: осознанное желание работать над собой; в связи с экстренной ситуацией (болезнь, авария, развод, потеря близкого человека); встреча духовного проводника. Самый экологичный путь — первый, когда у человека возникает желание улучшить свою жизнь, стать лучше самому, проявить свои таланты и ресурсы.

Священник: Начать удобнее всего с изучения Евангелия. Читать и изучать Евангелие можно в любом возрасте. А когда люди всей семьёй читают Священное Писание, читают вместе с детьми – это удивительный опыт. И, если даже в какой-то момент жизни у человека вместо роста личности начнет происходить регресс – остановиться человеку в его падении поможет этот опыт изучения Евангелия, и, особенно, воспоминания из детства о том, как он читал Евангелие вместе с родителями. Евангелие даёт нам как раз те ориентиры, к которым мы стремимся всю жизнь и без которых человек не может стать христианином.

Направления духовного развития.

Психолог: существует много направлений духовного развития, среди которых: чтение специальной литературы и её осмысление; духовные практики, медитации, ритуалы, аскезы; физические упражнения, йога, дыхательные практики, посещение духовных святынь.

Священник: Чтобы происходило духовное развитие – нужна Божественная благодать, т.е. необходимо, чтобы сам Бог действовал в нас. Есть такое важное понятие, как «синергия» — содействие. От нас – стремление к Богу (то, чего мы хотим и к чему стремимся – очень важно), возможные усилия и действия, а от Бога – то, чего не хватает нам для совершенствования (т.е. та самая благодать). Вот источники благодати: дела милосердия, молитва, чтение Священного Писания, пост, и участие в Церковных Таинствах (главным образом – исповедь и Причащение).

Вера в Бога: о чём это?

Священник: Часто можно услышать: «главное – верить!» Но в посланиях святых Апостолов есть слова о том, что и бесы — злые духи — как ни кто другой веруют и трепещут, но дел веры у них нет. Поэтому, важно знать: вера без дел мертва, как и дела без веры имеют лишь временное измерение, тленное. Как тело без духа – мертво ,так и дух без тела – не имеет формы. Вера, помимо убежденности в том, что Бог – есть, включает в себя ещё и доверие Богу, и верность. Если мы убеждены в бытии Божием, но не доверяем Ему – чем мы отличаемся от тех же бесов? Если мы верим в Бога, и, даже доверяем Ему, но не сохраним верности – где же достижение цели?

Религия ограничивает нашу жизнь?

Священник: Необходимо определиться: что, в данном случае, значит: «ограничивает?» С одной стороны, у этого слова есть некая негативная окраска: ограничение – как лишение. С другой – берега тоже ограничивают моря. Скелет, к примеру, тоже ограничивает нас. Однако, без него мы превратились бы в бесформенную биологическую массу. Не всякое ограничение – зло. Если ограничения возможны только в рамках инстинктов – то речь идет уже не о человеке, а о каком-то другом существе. Но человек добровольно ограничивает себя нравственным законом. И цель этих ограничений – быть свободным. Пример: человек, следящий за своим весом и ограничивающий себя во многом, в итоге, передвигается быстрее и легче.

Есть мнение, что Бог в душе и нам не нужно ходить в церковь, чтобы быть ближе к Богу. Священник: На самом деле, словосочетание «Бог в душе» — это цель, к которой нужно прийти (и путь к этой цели тернист), а не данность. Люди не творят правды Божией. Некоторые возразят: «Как же не творим? Творим, хоть и не всегда». Но если не всегда – значит, мы имеем большое чёрное пятно на белой скатерти, которое портит всю скатерть. Люди несовершенны. Человечество находится во вражде с Богом. Правильнее сказать: находилось, до рождения в мир Спасителя, Иисуса Христа. Чтобы в душе был Бог, а не пропасть между Богом и человеком, нужно достичь Христа, как Он достиг людей. И хождение в храм, участие в богослужении – часть этого пути. Только идущий осилит дорогу, а концепция «Бога в душе» как некой данности подразумевает отсутствие этого пути. Через богослужение, через исповедь и Причастие мы, сквозь время и пространство, приближаемся к Иисусу Христу и Он к нам.

Какую литературу посоветуете «для начинающих?»

Священник: Как мы уже и говорили – это Евангелие. К Евангелию хорошо бы еще и почитать Толкования. Я бы порекомендовал портал «Экзегет.ру». Ещё хорошо бы прочесть книгу «Опыт построения исповеди», архимандрита Иоанна Крестьянкина. Еще можно прочесть учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского. Не стоит смущаться, что он выглядит как детская книга: на самом деле, этот учебник универсален и подойдет любому возрасту.

Можно ли сочетать психологию и религию?

Психолог: Несомненно, психология может быть союзником религии. Психология помогает человеку найти согласие с самим собой, освободиться от страхов и переживаний. Психология способствует тому, чтобы человек взял на себя полную ответственность за всё, что с ним происходит. Глубинная терапия может выступать как духовный путь, посредством прохождения через который человек может прийти к Богу.

Священник: Однозначно, можно. Конечно, среди верующих людей ходят страшилки о психологах, в стиле: «не ходи к нему, он тебя плохому научит!». Но, если мы попадаем, например, не к очень компетентному врачу или педагогу – это никак не значит, что нужно прекратить получать образование или прекратить посещать поликлинику. Да и свою голову нужно иметь на плечах всегда.

Если человек столкнулся с жизненными трудностями, как можно ему помочь?

Священник: Ответ на этот вопрос зависит от того, какого рода эти трудности. Всегда требуется индивидуальный подход, всегда нужно углубляться в проблему. Как невозможно всем дать общую «таблетку от живота» — так и нет универсального алгоритма решения трудностей. Однако, важно понять, что значит: «помочь». Это значит, присоединить свои усилия к усилию человека, который попал трудную ситуацию. Можно делать уроки за ребенка – это будет «медвежьей услугой», а можно сделать уроки вместе с ребенком – это совсем другое дело.

Как определить, что попал не в секту?

Священник: Нужно знать, в чьей юрисдикции находится храм: какому архиерею храм подчиняется, поминают ли за богослужением Святейшего патриарха Кирилла, если речь идет о России. В церковной общине не должно быть нездоровых претензий на исключительность: имеется в виду обстановка, которая как бы говорит о том, что в понимании или священника, или общины – их православие, скажем так, более православно, чем в других храмах. Причем, конечно, сама такая община может и не являться буквально сектой, а находиться в рамках канонической Церкви, но сама эта обстановка очень неполезная и может привести в последствии даже к тому, что такая община со временем станет раскольнической.

Фото Марины Черных, Близнец Наталья.

Павел Крысанов — настоятель Храма святой Марины

Телефон храма
+7 (963) 771-36-86

Настоятель (What’s app)
+7(909) 919-73-25

Сообщество ВКонтакте
vk.com/hrammarinybitsa

Сайт храма
marinabitsa.cerkov.ru

Инстаграм храма:
@hrammatinybitsa

Марина Матвиенко — психолог, сексолог
+7 (916) 611-49-11

ВКонтакте
https://vk.com/id471996105

Инстаграм
@marinamatvienko 

Показать ещё

Популярные Записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top button